Главная Житейские перекрестки Вечный двигатель Бориса Белоцерковца

Вечный двигатель Бориса Белоцерковца

17.07.2013

Знаете ли вы, что свои легенды есть и в такой далекой от мифологии сфере, как молочная промышленность? И одна такая легенда проживает в Великих Луках. Зовут легендарного человека Борис Александрович Белоцерковец.

Это имя – как пароль или волшебная палочка – открывает многие двери. Например двери конкурирующих предприятий. Сейчас уже не принято обмениваться опытом, но по просьбе Бориса Александровича специалистов Великолукского молочного комбината не раз принимали на других предприятиях отрасли. А все потому, что и сам он всегда был готов помочь коллегам.

«Сколько раз я ездил с ним на различные выставки и семинары, – говорит генеральный директор ЗАО ВМК Максим Викторович Петров, – и, как правило, оказывалось, что вся выставка его знает. Борис Александрович – профессионал до мозга костей. С огромным опытом работы в молочной промышленности. Благодаря таким специалистам, как он, Великолукский молочный комбинат однозначно ассоциируется с высоким профессионализмом».

Такой авторитет дорогого стоит. Но с неба он не падает. За ним годы и годы творческого труда. Именно творческого, хотя по сути своей Борис Александрович – технарь. И сам он, и жена Эльвира Александровна, и сыновья, и даже невестка и внук – все закончили Ленинградский технологический институт холодильной промышленности. Такая у них семейная традиция.

Там, в институте, они и познакомились. Эльвира училась на технолога молочной промышленности, Борис – на инженера-механика. Студенческая свадьба в 1964 году запомнилась на всю жизнь, ведь поженили их в первом в Советском Союзе Дворце бракосочетания. На всю жизнь оказалась и семья. Даст Бог – в следующем году отметят золотую свадьбу.

Была страна...

Предприятие, на котором супруги начинали трудовую деятельность, заслуживает отдельного разговора. Молочно-консервный комбинат, построенный в Резекне (Латвия) в конце 1950-х, считался одним из лучших в СССР. Он перерабатывал 330 тысяч тонн молока в год – больше, чем вся Псковская область. Несколько районов Латвии поставляли туда молоко.

Производили масло и прочие молочные продукты, но гордостью предприятия была сгущенка, которую в большом количестве выпускали на экспорт.

Супруги Белоцерковец как-то на досуге посчитали, и вышло, что за 26 лет работы в Резекне (а у Эльвиры стаж еще больше, ведь она пришла в цех еще до поступления в институт) они выпустили столько сгущенки, что по банке хватило бы для двух с половиной миллиардов жителей планеты!

Борис Александрович вспоминает:

– После института отработал год главным инженером холодильника. Через год меня назначили главным инженером всего предприятия. Назначение происходило не так, как сейчас. Сначала кандидатуру утвердил партком комбината, потом городской комитет партии. Восемь месяцев исполнял обязанности, после чего вызвали на коллегию Министерства молочной промышленности Латвии. Стою перед коллегией, все там солидные люди лет под 50... А мне тогда было 28. Но меня утвердили. Так я стал главным инженером огромнейшего комбината, где работали две с половиной тысячи человек.

Тут надо кое-что напомнить. Главный инженер в советское время на любом предприятии был вторым человеком после директора. Отвечал не только за техническую сторону, но и за все производство – за технологию и за качество выпускаемой молочной продукции.

Эльвире Александровне тоже доверили ответственную должность – начальника отдела научной организации труда, а потом она многие годы работала начальником консервного цеха.

– Мы трудились на комбинате в очень напряженной атмосфере. Хоть и говорят, что во времена Брежнева был застой, но у меня, проработавшего главным инженером в общей сложности 46 лет, никогда застоя не было. В СССР на каждые 5 лет составлялся план модернизации и технического развития производства. Этот план утверждался в государственном масштабе, и за его выполнение строго спрашивали, – вспоминает Борис Александрович.

Вот только один пример. В начале 1970-х СССР закупил в Швеции 5 заводов для производства стерилизованного молока. Один из этих заводов был поставлен в Латвию и вошел в состав Резекненского молочно-консервного комбината. Это были новые автоматизированные заводы. Чтобы научиться на них работать, надо было сломать стереотипы людей, привыкших ключом открывать кран, чтобы пустить молоко. Там все управлялось с пульта. Оборудование поставила шведская фирма Alfa Laval, в поставке участвовало около 10 стран западной Европы.

Латвийские националисты до сих пор требуют от России каких-то денег «за оккупацию». А им такие комбинаты дарили, деньги были выделены из бюджета страны...

Рассказывать про годы в Резекне супруги могут бесконечно. Столько было сделано, столько пережито... А главное, они были молоды и счастливы, успешны и уважаемы. От тех лет остались награды – медали ВДНХ, бронзовая – у нее и золотая – у него. Если кто не помнит, ВДНХ – это выставка достижений народного хозяйства. А достижением была признана, конечно же, сгущенка. Был еще и орден «Знак Почета», которым Бориса Александровича наградили в 1981 году.

В начале 90-х все это закончилось. Вот как вспоминает это время Борис Александрович:

– С распадом Советского Союза настроения в латвийском обществе изменились. В прессе писали: теперь не будем поставлять в Москву масло, мясо, колбасу! Русские – оккупанты, и все такое. Экзамены по языку заставили сдавать. Однажды в телепередаче нашего директора-латыша назвали предателем – за то что слишком много сотрудничал с русскими. Хотя фактически в руководстве комбината я был один русский, остальные латыши. Это очень на него повлияло. На людях он стал со мной говорить только по-латышски. Стало психологически тяжело. В какой-то момент нам все это надоело, и мы решили уехать. Оба сына к тому времени учились и работали в Ленинграде, который уже стал Петербургом. Все менялось тогда. Изменилась и наша жизнь.

Безмолочное время

Уехали Белоцерковцы недалеко. В соседней Псковской области, где Бориса Александровича неплохо знали (случалось ему помогать коллегам оборудованием или запчастями), предложили место главного инженера на Великолукском молочном заводе. Так в июне 1993 года супруги Белоцерковец стали жителями нашего славного города.

На ВМК сгущенку в банках не выпускали, но в остальном – такое же молочное производство, разве что масштабом поменьше. Так же, как и в Резекне, Борис Александрович занялся совершенствованием технической базы (на этом пути не может быть остановок – иначе потеряешь профессионализм). Первым новым проектом, внедренным на комбинате в 1997 году, была технология упаковки и созревания сыров в термоусадочных пакетах фирмы Cryovac (до этого использовали парафин). Только за первый год экономия составила 30 тонн сыра, улучшились товарный вид и качество. Пригодился опыт работы на Резекненском молочно-консервном комбинате, где данная технология была внедрена на Цесвайнском гормаслосырзаводе еще в 1975 году.

В конце 90-х падение производства молока в стране достигло беспрецедентного уровня. Вот как вспоминает это время директор ВМК по производству Надежда Алексеевна Киселева:

– Были годы, когда на завод зимой поступало лишь три тонны молока в сутки. И мы с Борисом Александровичем искали способы выживания предприятия. Осваивали производство колбасного сыра, ездили в командировки в Московскую область, в Белоруссию, учились там вырабатывать плавленый сыр, потому что для нас это была совершенно новая технология. Одно время производили майонез. Даже разливали напиток из концентрата типа лимонада. Для чего купили автомат по розливу в пакеты. В общем, искали продукты, которые вырабатываются не из молока. Такое было безмолочное время.

Однако именно в это трудное безмолочное время Белоцерковец создал команду технических работников, которая поддерживала завод в рабочем состоянии. И когда ситуация изменилась, было кому начинать преобразования.

Людмила Эдуардовна Козлова, главный технолог:

– Борис Александрович всегда радел за то, что надо постоянно учиться и развиваться. И он видит людей, которые стараются это делать. Такие ребята всегда получали от него поддержку.

Вот, например, Андрей Федоров. Выпускник ВГСХА, он после армии долго не мог найти работу, пока не устроился на Великолукский молочный комбинат наладчиком (а готов был уже хоть грузчиком). Работа не совсем по специальности, но все же технического профиля. Учился на ходу. Борис Александрович разглядел в нем перспективного специалиста. И за 10 лет Андрей прошел путь до главного механика комбината.

– Молочное производство сложное, сталкиваешься и с электроникой, и с механикой, и с пневматикой. Приходится во всем этом разбираться. Я не одну ночь на заводе провел. Борис Александрович стал для меня вторым отцом. Где-то подскажет, где-то поругает, когда надо – поощрит. Начальник он в первую очередь – справедливый, – считает теперь уже главный механик Андрей Владимирович Федоров.

Татьяна ДАВЫДЕНКО

Окончание – в следующем номере

 

  • Борис Александрович (слева) и Эльвира Александровна (в центре) в цехе Резекненского молочно-консервного комбината

Комментарии (7)

21.07.2013 в 21:56 Гость написал:

Да, это очень хорошая семья. А Борис Александрович просто молодец - в таком возрасте быть таким подтянутым и в ясном уме, немногим дано.

22.07.2013 в 12:56 Гость написал:

для того и создавалась Матвеевым чтоб пиарить и втирать народу свои интересы.

22.07.2013 в 12:59 Гость написал:

для того НД и создавалась Матвеевым чтоб пиарить молочку и втирать народу свои интересы.

22.07.2013 в 14:21 Предыдущему написал:

Я вот Матвеева органически не перевариваю, но газета Новый день пожалуй одна из немногих, а может и единственная, у которой бывают статьи в защиту великолучан и города от временщиков и команды стабилизаторов козловского. Вот взять сквер Победы у вокзала хотя бы. Стройка там сейчас остановилась. Может благодаря НД и активистам порешат эту вакханалию. А так бы сделали и никто бы не пискнул даже...

25.07.2013 в 00:32 Гость написал:

Согласен -газета НД правильная и для неравнодушных граждан. Возьмите настоящюю Великолукскую правду- читать нечего или история или Завод ЗЭТО с его руководством и все.Дальше не пускают. Это Вам не 2007 год.

25.07.2013 в 11:18 Гость написал:

Мне нравиться газета " Новый день ". Очень интересные и грамотные статьи Левицкого . Только плохо , что газету не читает ни наша уважаемая прокуратура , ни городская администрация . А они обязаны по долгу своей службы интересоваться всеми городскими изданиями ! Как - будто у нас в городе всего одна газета с её лидером - это " Великолукская правда ". Кстати в " Тепловых сетях " , газету козловского работникам даже раздают бесплатно ...

28.07.2013 в 16:10 Гость написал:

rtгрозитсяtr• rtr

Цитата:
rtr
Код:
trtrИзображениеtrtr

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций